Автоматизация и контроль движения поездов


На станциях начинают применять телевидение, счетно-решающие устройства для управления движением поездов (автомашинисты) и замедлителями на сортировочных горках. Новая, совершенная техника открывает широкие перспективы дальнейшего развития наших железных дорог.

Железная дорога работает непрерывно, круглые сутки. Днем и ночью идут поезда, отправляются и прибывают пассажиры, нагружаются и выгружаются вагоны. Эта непрерывная и разнообразная деятельность требует слаженности труда многих и многих работников железных дорог — машинистов электровозов и тепловозов, кондукторов грузовых и пассажирских поездов, составителей поездов и диспетчеров, стрелочников и сигналистов, путевых обходчиков и ремонтных рабочих. Чтобы работа всех их была слаженной, нужна точность и дисциплина, своевременное выполнение всех обязанностей каждым работником, твердое соблюдение правил и приказов.

Движение поездов на железных дорогах совершается по графику и расписанию. График движения поездов определяет порядок работы всех отраслей железнодорожного хозяйства. С графиком движения поездов согласован график оборота локомотивов. От графика движения поездов зависит и работа станций по погрузке, выгрузке, формированию и расформированию поездов. В «окна» графика движения между двумя поездами рабочие ремонтируют путь, меняют рельсы и шпалы. С графиком движения поездов связана и работа вагонников и всех других железнодорожников.

Радио дает возможность диспетчеру связываться со всеми станциями и машинистами локомотивов.
Радио дает возможность диспетчеру связываться со всеми станциями и машинистами локомотивов.

График движения поездов по одной дороге не может составляться оторванно от графика движения поездов по другой дороге, — они должны быть согласованы, так как поезда переходят с дороги на дорогу, обращаются по всей железнодорожной сети.

Если мы посмотрим на график движения поездов по какому-нибудь участку железной дороги, то увидим, что это большой лист бумаги, на котором нанесена сетка горизонтальных и вертикальных линий. Горизонтальные линии обозначают станции, а вертикальные — часы суток (жирные) и десятиминутки (тонкие). Движение поездов обозначается в виде наклонных линий. Линии, проведенные наискось сверху вниз и вправо, показывают движение поездов от станций, указанных вверху графика, до станций, указанных внизу. Линии, проведенные наискось снизу вверх и вправо, показывают движение поездов в обратном направлении. Чем круче наклон линий, тем выше скорость движения.

Схема автоблокировки.
Схема автоблокировки.

Когда график движения составлен, выписывается время отправления и прибытия составов ко всем станциям, на которых поезд имеет стоянки, и составляется расписание движения.

За выполнением графика движения поездов следят диспетчеры. Они имеют телефонную связь со всеми станциями своего участка по селектору, с помощью которого диспетчер может непосредственно связаться с любой станцией и депо своего участка. Диспетчеру сообщают о времени прохождения поездов через станции. На основе этих сведений ведут график исполненного движения, нанося на сетку графика линии, изображающие движение фактически проследовавших поездов.

Диспетчер — не просто регистратор, он командир движения. Видя по графику исполненного движения, где находятся и как продвигаются поезда по его участку, диспетчер дает по телефону станциям приказ пропустить поезд быстрее, чтобы нагнать его опоздание, если оно произошло; какому поезду, быть может, уступить место следующему за ним; как лучше использовать пути на станциях. И все это для того, чтобы выполнялось расписание, чтобы все отклонения от него были бы наименьшими, чтобы график движения в целом выполнялся бы как можно точнее. Сведения о продвижении поездов передаются из диспетчерской в управление дороги, а оттуда — в Министерство путей сообщения. Таким образом, всегда можно следить за движением поездов на каждом участке, каждой дороге и на всей сети в целом.

Огонь светофора, расположенного на пути, повторяется на светофорчике в кабине машиниста. И если машинист при красном свете почему-либо не затормозит, в действие вступит автостоп.
Огонь светофора, расположенного на пути, повторяется на светофорчике в кабине машиниста. И если машинист при красном свете почему-либо не затормозит, в действие вступит автостоп.

Железнодорожный транспорт должен работать точно, как хорошие часы. Нужно, чтобы пассажир мог точно рассчитать время своего отъезда и приезда, чтобы на любом заводе, фабрике, шахте, элеваторе могли знать заранее, когда будут отправлены их грузы и когда они прибудут на место.

А это требует величайшей слаженности в работе всех служб железнодорожного транспорта, всех отраслей его большого и сложного хозяйства. На сети железных дорог трудится больше двух миллионов человек, а если считать вместе с железнодорожниками промышленных предприятий — больше трех миллионов работников. От всей этой армии железнодорожников требуется величайшая организованность и дисциплина в работе. Для того чтобы поезда ходили точно по графику и расписанию, нужно заботливо содержать в исправности локомотивы и вагоны, путь и связь, нужно вовремя и тщательно их ремонтировать, нужно соблюдать правила технической эксплуатации, приказы и инструкции. Вот почему так важно, чтобы железнодорожники были дисциплинированны и пунктуальны, хорошо знали порученное им дело, любили его и постоянно стремились улучшать свою работу.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВАГОНЫ НА АСФАЛЬТЕ

Может ли железнодорожный вагон, прибыв на станцию назначения, продолжить затем свой путь по асфальту и доставить груз непосредственно получателю? Оказывается, может.

Имеются вагоны, которые снабжены колесными парами обычного типа и шинными колесами. В зависимости от вида пути одна из колесных пар приподнимается, а вторая опускается и служит для перемещения вагона. Тягач доставляет такие вагоны от места погрузки к железной дороге. Здесь специальный составитель-тягач с помощью мощного домкрата в течение нескольких минут передвигает вагон на рельсы, опускает железнодорожные колеса и сцепляет его с другими вагонами. Так железнодорожные вагоны научились передвигаться по шоссейным дорогам.