Автомобили (продолжение)


Четырехместный малолитражный автомобиль «Москвич-407» предназначен для индивидуального пользования. У него, как и у всех других легковых автомобилей (кроме ГАЗ-69), закрытый кузов типа «седан» с четырьмя дверями. Разновидности его: модель 410-Н для сельской местности с приводом от двигателя на все колеса и застекленный фургон модели 423-Н, предназначенный для перевозки мелких товаров и почты.

Пятиместные автомобили Горьковского автозавода М-20 «Победа» и М-21 «Волга» принадлежат к классу среднего литража. «Волга» — более новая, современная модель. Управление ею и обслуживание облегчено, двигатель — более мощный, шины и рессорная подвеска — более эластичные, в кузове — большие окна из гнутого стекла. На базе «Победы» выпускались автомобили типа 4х4 — М-72 со стандартным кузовом и ГАЗ-69 с упрощенным кузовом «фаэтон». «Победа» и «Волга» используются в учреждениях и индивидуальными владельцами, а также как такси.

Самый большой автомобиль-самосвал — сорокатонный МАЗ-530 Белорусского автозавода.
Самый большой автомобиль-самосвал — сорокатонный МАЗ-530 Белорусского автозавода.

Самые большие советские легковые машины — семиместные ГАЗ-13 «Чайка» Горьковского автозавода и ЗИЛ-111 Московского автозавода им. Лихачева. У них автоматическое управление силовой передачей. Чтобы уменьшить длину их двигателей, цилиндры расположены в два ряда. Эти машины предназначены для правительственных учреждений. У ЗИЛ-111 за спинкой сиденья водителя есть застекленная перегородка. Такой кузов называется «лимузин».

Семейство наших грузовых автомобилей еще более многочисленно. Среди них и маленький крытый полу грузовик «Москвич-430», и самый большой — шестиколесный двенадцати-тонный ярославский грузовик ЯАЗ-219. Грузовики Минского, Ярославского и Кременчугского автозаводов снабжены дизелями, работающими на дешевом топливе.

Грузовые автомобили и автобусы
Грузовые автомобили и автобусы

Грузовые автомобили делают с бортовыми платформами — основные модели, с опрокидывающимися кузовами — автосамосвалы, без кузовов, например тягачи для буксировки полуприцепов. Автомобиль с прицепом или полуприцепом очень удобен. Во-первых, он может тянуть за собой больше груза, чем автомобиль без прицепа; во-вторых, на время погрузки и разгрузки прицеп отцепляют, а тягач посылают в очередной рейс с другим прицепом.

Автомобили без кузова называют шасси. Учитывая специфику грузов, на шасси устанавливают разнообразные кузова — фургоны, кузова с высокими решетчатыми бортами для перевозки легких сельскохозяйственных грузов и скота, кузова-холодильники для скоропортящихся продуктов, баки-цистерны для перевозки жидкостей, пожарные автонасосы, автолавки. Разновидностей грузовых и специальных автомобилей очень много.

Во всех концах нашей страны на больших стройках работают самосвалы особо большой грузоподъемности — 25 и 40 Т. Емкость их кузова соответствует объему ковшей гигантских экскаваторов. Строит такие самосвалы Белорусский автозавод.

Почти у каждого советского грузовика есть «родственник», у которого все колеса ведущие. Такие машины необходимы для работы на плохих дорогах — на проселках, в экспедициях, в пустынях, в тайге. Вес этих автомобилей распределяется по всем ведущим колесам. Это улучшает их сцепление с почвой. Выступающие грунтозацепы на шинах увеличивают сцепление. Если одно или два колеса автомобиля попадут на рыхлую почву, то остальные не дадут ему забуксовать или завязнуть.

Автопоезд, состоящий из тягача, полуприцепа и прицепа.
Автопоезд, состоящий из тягача, полуприцепа и прицепа.

В последние годы появилось много новых типов автобусов: павловские и курганские — на 23 места; ликинские и львовские — городские и туристические средней вместимости; 100-местные из г. Энгельса — для больших городов; междугородные экспрессы ЗИЛ-127 с откидными спинками сидений и багажными ящиками; маленькие ульяновские и рижские — для гостиниц, небольших железнодорожных станций, учреждений. Все автобусы, кроме курганских, так называемого вагонного типа. Место водителя помещено над левым передним колесом или впереди него, рядом с двигателем. На львовских автобусах и ЗИЛ-127 двигатель установлен в задней части кузова. При таком устройстве, несмотря на ограниченную длину автобуса, остается много свободного места для пассажиров. Водителю хорошо видна дорога. На базе автобусов и больших легковых машин строят санитарные автомобили.

Ульяновские, горьковские, минские и кутаисские конструкторы вынесли вперед кабину водителя на новых грузовых автомобилях. Машины получились вместительные и короткие, более поворотливые. Однако при расположенном спереди двигателе на передние колеса приходится очень большая нагрузка. На скользкой дороге задние колеса буксуют, на вязком грунте передние «зарываются».

Грузовой автомобиль с вынесенной вперед кабиной (контурные линии) короче и вместительнее автомобиля прежнего типа (черный силуэт).
Грузовой автомобиль с вынесенной вперед кабиной (контурные линии) короче и вместительнее автомобиля прежнего типа (черный силуэт).

Учитывая выгоды вагонной компоновки, конструкторы ищут решения, которые позволили бы распространить ее на все автомобили. Другая задача будущего — упростить и облегчить управление автомобилем. Для этого на некоторых легковых автомобилях и тяжелых грузовых (ЗИЛ-111, «Чайка», большегрузные самосвалы и др.) уже применяют усилители руля и автоматические силовые передачи. Водителю не нужно делать больших усилий, чтобы повернуть рулевое колесо, не нужно пользоваться двумя педалями и рычагом для переключения передач — за него это сделают автоматы и усиливающие устройства. Он только слегка поворачивает рулевое колесо и изменяет число оборотов двигателя нажимом на педаль подачи топлива. Такие автоматы и усиливающие устройства пока еще сложны в производстве и обслуживании. Но возможности их усовершенствования неисчерпаемы, и в будущем они значительно облегчат труд водителя.

Много забот доставляет конструкторам вес автомобиля. Ведь на каждого пассажира легкового автомобиля даже при полной нагрузке приходится до 400 кГ веса конструкции — в 5 раз больше веса пассажира. А так как автомобили почти никогда не ездят с полной нагрузкой, то эта цифра возрастает в 2-4 раза. Один из путей снижения веса — замена стали пластическими массами. Уже создано несколько видов кузовов из пластмассы. Они значительно легче стальных, не ржавеют, хорошо защищают пассажиров от жары и холода. Несомненно, пластмассовые автомобильные кузова в ближайшее время станут обычным явлением.

Продолжают совершенствоваться гоночные и рекордные автомобили. На опыте создания и испытания этих автомобилей конструкторы ищут возможности снизить вес, чтобы добиться наибольших скоростей движения, снизить сопротивление воздуха, повысить устойчивость автомобиля. Они ищут новые высокопрочные материалы для деталей, которые при малом весе должны выдерживать огромные нагрузки, возникающие на больших скоростях. Найденные решения в дальнейшем переносят в конструкции обычных автомобилей. Именно такой путь прошли обтекаемые кузова, независимая подвеска колес и другие особенности обычных автомобилей. Одновременно гоночные автомобили — увлекательный вид спорта.