Автомобили


Автомобиль занимает особое место среди машин, обслуживающих людей. В нем воплощена давняя мечта человечества о быстром движении. Ведь автомобиль — самое быстрое сухопутное средство транспорта.

Миллионы людей связаны с производством и хозяйственным использованием автомобилей. А сколько миллионов «болельщиков» автомобиля! Они придирчиво осматривают на улицах новые модели машин, с увлечением читают книги и журналы по автоделу, сами проектируют и строят маленькие автомобили.

Один из первых автомобилей Бенца.
Один из первых автомобилей Бенца.

В нашей стране создана мощная автомобильная промышленность. Ежегодно выпускается свыше 500 тыс. автомобилей, и производство их с каждым годом все увеличивается. К 1965 г. семилетним планом предусмотрено довести выпуск автомобилей до 750-856 тыс. в год. Для автомобилей ежегодно изготовляется около четырех миллионов резиновых шин, десятки миллионов ламп и миллионы других электроприборов, несметное множество подшипников, миллионы тонн стали, сотни километров электропроводов и трубок, многие квадратные километры стекла, сукна и кож. Миллионы тонн бензина и других нефтяных продуктов расходуются при работе автомобилей. Для них строятся тысячи километров гладких асфальтовых и бетонных дорог, гаражи, станции обслуживания, ремонтные заводы.

А ведь еще сто лет назад автомобилей совсем не было. Первая безрельсовая самодвижущаяся повозка с бензиновым двигателем, которую назвали автомобилем (от греческого слова «аутос» — сам и латинского «мобилис» — движущийся), появилась в 1885 г. До этого, правда, были повозки с паровыми двигателями или такие, которые двигались мускульной силой пассажиров. Но они были тихоходны, неудобны в пользовании, ненадежны. Работоспособный, удобный и сравнительно быстроходный автомобиль удалось создать только после изобретения легкого и всегда готового к действию двигателя внутреннего сгорания.

У механизмов первых автомобилей были серьезные недостатки. Поэтому конструкторы сначала заботились об усовершенствовании механизмов машины и очень мало думали о ее внешнем виде, об устройстве кузова, о том, каким должен быть автомобиль в целом. Лишь бы он двигался! Но со временем стало ясно, что для различных целей нужны различные автомобили, и постепенно появилось множество типов машин.

Автомобили подразделяют прежде всего по назначению: легковые, грузовые, автобусы, самосвалы, спортивные, тягачи; затем — по числу мест, по грузоподъемности или по виду кузова. Кроме того, различают автомобили по так называемой колесной формуле. Она состоит из двух чисел, соединенных знаком умножения. Первое число показывает количество колес у автомобиля, второе — количество колес, к которым подводится усилие от двигателя.

Первые советские автомобили: АМО-Ф15 (1924) — справа и НАМИ-1 (1928) — слева.
Первые советские автомобили: АМО-Ф15 (1924) — справа и НАМИ-1 (1928) — слева.

Например, у обычных легковых и грузовых автомобилей колесная формула 4x2 (четыре колеса, из них два ведущих); у автомобилей повышенной проходимости формула 4X4 или 6X6 (четыре или шесть колес — ведущие). Наконец, при обозначении типа легкового автомобиля нередко упоминают рабочий объем цилиндров его двигателя, например «малолитражный автомобиль» или «автомобиль среднего литража».

Каждый автомобиль носит марку изготовившего его завода и порядковый номер модели, а иногда еще и «кличку». ГАЗ-21 «Волга» означает: Горьковский автомобильный завод, двадцать первая модель, название «Волга». Марки советских автомобилей — кремлевскую звезду на «Москвиче», оленя и чайку на машинах Горьковского завода, белорусских зубров, ярославских медведей — хорошо знают во всем мире.

В зарубежных странах автомобили чаще всего носят имя владельца или основателя завода: «Форд», «Бьюик», «Роллс-Ройс», «Рено», «Опель». Реже встречается сокращенное название завода, например «Фиат» — фабрика итальянских автомобилей в Турине. Иногда бывают и забавные исключения. Так, известная марка «Мерседес» — имя... дочери одного богача, поддержавшего в свое время изобретателя этой машины — Даймлера.

Названия машин стран народной демократии чаще всего связаны с городом или местностью, в которых находится завод: «Татра», «Прага», «Варшава», «Люблин», «Вартбург». Китайские грузовые автомобили носят марку «Освобождение», легковые — «Ветер с востока».

Во всем мире сейчас около 250 моделей легковых автомобилей и столько же грузовых. При этом у многих из них несколько основных типов кузовов, не считая бесчисленного множества специальных.

В СССР выпускается несколько десятков основных моделей. Мы расскажем только о самых важных из них.

Чтобы запомнить особенности каждого типа автомобиля, нужно знать его главные части.

Типы легковых автомобилей
Типы легковых автомобилей

Источником энергии для движения автомобиля служит двигатель. Обычно он расположен в передней части машины. Но на многих автобусах и малых легковых автомобилях — в задней. Вращение вала двигателя через систему валов и шестерен силовой передачи передается к задним, реже к передним или тем и другим ведущим колесам. Каждая пара колес вместе с осями и рессорами образует так называемый мост — передний мост, задний мост. Передний мост у легковых автомобилей иногда называют передней подвеской. Мосты крепят к раме или к кузову. Если есть рама, то кузов устанавливают на ней.

Для управления автомобилем служат руль и привод от него к передним поворачивающимся направляющим колесам; тормоза с приводом от педали и рычага для замедления хода или остановки; педаль подачи топлива и кнопки контроля над двигателем; педаль и рычаг для контроля над силовой передачей. Автомобиль оборудован аккумуляторной батареей, стартером — пускателем двигателя, системой зажигания двигателя, осветительными и сигнальными фонарями — фарами, указателями поворота, звуковым сигналом и т. п. На колеса надеты резиновые пневматические (надутые воздухом) шины. Имеется запасное колесо и набор инструмента для обслуживания и ремонта машины.

В СССР выпускается несколько типов легковых автомобилей: с приводом на задние и с приводом на все колеса. Самые маленькие — двухместный автомобиль для инвалидов Серпуховского мотозавода (марки СЗА) и микроавтомобиль «Запорожец». Их крохотные двигатели расположены сзади и охлаждаются воздухом (у остальных легковых автомобилей двигатели находятся спереди и имеют водяное охлаждение). У СЗА кузов типа «фаэтон» со складным матерчатым верхом и застекленными боковинками на дверях.