Какие бывают суда


Случалось ли вам наблюдать шумную, многообразную жизнь большого морского порта? Как по-разному выглядят стоящие на рейде и у причалов суда! Одни — высокие и стройные, с несколькими рядами иллюминаторов. Это пассажирские суда. В них есть уютные каюты и красивые салоны, плавательные бассейны, кинотеатры и многие другие удобства, которыми современная техника обеспечивает пассажира, отправляющегося в многодневное морское плавание. Другие своей маленькой надстройкой, приютившейся на корме, и стрелами мощных грузовых лебедок молчаливо рассказывают о трудовых буднях судов-грузовозов.

Танкер — специализированное судно, предназначенное для перевозки жидких грузов.
Танкер — специализированное судно, предназначенное для перевозки жидких грузов.

Почему грузовозы бывают различные? Морской транспорт перевозит самые различные грузы: руду и уголь — их грузят навалом, нефть и бензин — их заливают в специальные цистерны, промышленные изделия — их упаковывают в особые ящики, и т. д. Естественные свойства всех этих грузов различны. Кроме того, одни из них занимают много места по объему, но мало весят, другим же, наоборот, нужно мало места, но зато они тяжелые. Значит, надо специально приспосабливать суда для вполне определенных перевозок и для искусственного регулирования мореходных качеств в зависимости от загрузки.

Основная масса судов обычно и приспособлена для специальных грузов. Широко распространены суда, предназначенные для доставки штучных грузов, — сухогрузные суда.

Современное океанское пассажирское судно. Водоизмещение такого «плавучего города» — 80 тыс.Т.
Современное океанское пассажирское судно. Водоизмещение такого «плавучего города» — 80 тыс.Т.

Разнообразие этих грузов и транспортных линий заставляет строить такие суда тоже самых различных «калибров». Это могут быть небольшие корабли, грузоподъемностью 500— 1000 Т. Их обычно используют на малых транспортных линиях, обслуживающих порты одного побережья.

Многие сухогрузные суда имеют водоизмещение до 10 тыс. Т, но есть и значительно большие. Обычно судно, предназначенное для перевозки штучных грузов, имеет небольшое число пассажирских кают. Случается, что судно идет без полной загрузки. Тогда заполняются водой специальные цистерны, чтобы сохранить мореходные качества корабля.

Траулер — наиболее распространенный тип морского рыболовного судна.
Траулер — наиболее распространенный тип морского рыболовного судна.

Интересное специализированное судно — танкер. Он предназначен для перевозки нефти и других жидких грузов. Особенности танкера определяются целым рядом причин. Существует опасность возникновения пожара. Значит, на нем надо особо позаботиться о разделении грузовых помещений и машинного отделения. Кроме того, есть еще опасность перемещения (переливания) груза при качке, что может привести к потере остойчивости или к нарушению прочности судна. Значит, приходится грузовое помещение танкера разделить продольными и поперечными глухими переборками на небольшие отсеки — танки. Это в свою очередь позволяет не делать двойного дна под грузовыми помещениями, а водяной балласт при необходимости брать прямо в грузовые отсеки.

Современные танкеры — самые крупные грузовые суда. Они имеют сравнительно высокую скорость — до 20 узлов. Погрузочные устройства их позволяют не только быстро откачивать груз, но и перекачивать его из одного отсека в другой по выбору. Особые устройства есть на нем и для борьбы с пожаром.

Морской буксир.
Морской буксир.

Разумеется, об особенностях каждого специализированного судна (а их очень много) можно было бы рассказать немало интересного. Есть суда, построенные для перевозки руды (рудовозы), угля (углевозы), леса (лесовозы) и т. д. Есть суда-холодильники (рефрижераторные) и суда-паромы, предназначенные для перевозки целых железнодорожных составов. И каждое из них имеет свою конструкцию и особую «внешность».

В отдельный класс транспортных судов выделяются пассажирские. К ним предъявляется целый ряд специальных требований, и прежде всего по обеспечению безопасности плавания и удобства пассажиров.

Пассажирское судно должно иметь повышенную остойчивость, и в то же время на нем должна быть ослаблена качка. Самые разнообразные меры принимаются по устранению возможности возникновения пожара. На таком судне есть аварийные источники энергии и освещения, новейшие навигационные средства и достаточный запас спасательных средств. Морские пассажирские суда строят разных размеров — от океанских гигантов-лайнеров водоизмещением в 80 тыс. Т и более и до небольших судов каботажного плавания.

Плавучий самоходный кран. Такие суда-краны могут самостоятельно переходить из порта в порт.
Плавучий самоходный кран. Такие суда-краны могут самостоятельно переходить из порта в порт.

Но моря и океаны — это не только бесчисленные транспортные артерии мира. В их глубинах природа хранит очень ценные для человека продукты. Для их добычи тоже есть специальные суда. Траулеры — самые крупные из них. Они обладают хорошими мореходными качествами и уходят на промысел далеко от порта. Рыбу они ловят тралом — огромным мешком из сети, который буксируют вслед за судном. Грузоподъемность крупного траулера — 400-800 Т.

Ловят рыбу и другие специализированные суда. Дрифтеры, например, ставят морские сети на поверхности, а быстроходные сейнеры охотятся за косяками рыбы с помощью кошельковой сети.

В суровых условиях Антарктики промышляют китобойные флотилии. Во главе флотилии плавучая база-завод по разделке и переработке китовых туш. Это — крупное судно водоизмещением в несколько десятков тысяч тонн, отлично оборудованное необходимой техникой. На нем созданы все условия для нормальной жизни большого экипажа в течение промысла. Флотилия состоит из 6-10 китобойцев — небольших быстроходных судов, обладающих прекрасными мореходными качествами и вооруженных гарпунными пушками.

 Крейсер.
 Крейсер.

23 января 1959 г. спущен на воду новый флагман нашей китобойной флотилии — китобаза «Советская Украина». Это корабль высотой с десятиэтажный дом и длиной 218 м. Его водоизмещение — 44 тыс. Т. Он почти в два раза больше хорошо известной всем «Славы».

Существуют и другие промысловые суда, приспособленные, например, для охоты на тюленей или лова крабов.

Разнообразны по своему назначению и виду вспомогательные суда. Без них остальные суда не могут нормально работать. Вот на водной глади порта снуют небольшие портовые буксиры. Без них в порту нелегко маневрировать крупным океанским кораблям. Их самостоятельное перемещение может привести к аварии. Да и незачем запускать ради этого мощную судовую машину. Часто бывает нужно подвести к судну баржу с грузом или топливом — и здесь помогают буксиры.

Эскадренный миноносец.
Эскадренный миноносец.

В порту можно увидеть и суда, совсем не похожие на обычные, например землечерпалку или плавучий кран. Они необходимы для углубления проходов и для погрузочных работ.

К классу вспомогательных относятся ледоколы. Эти могучие и тяжелые суда, ломая льды, обеспечивают следующим за ними судам возможность нормальной навигации. Наконец, есть спасательные, экспедиционные, учебные суда.

Еще одна большая и важная группа — боевые корабли. Они отличаются друг от друга по задачам, которые должны выполнять, и поэтому в свою очередь делятся на классы.

История боевых кораблей — это беспрерывная борьба за улучшение средств нападения и защиты. Совершенствовались пушки, росла разрушительная сила снарядов — и в ответ на это корабли одевались все более толстым слоем брони, рождались новые способы защиты. Так постепенно определялись существующие в настоящее время классы кораблей.

Авианосец — плавучий аэродром.
Авианосец — плавучий аэродром.

Гигантские линейные корабли до самого последнего времени были, казалось, непобедимыми. Почти полуметровая броня защищает важнейшие их части. Вес ее измеряется тысячами тонн.

Орудия их главного калибра огромны, только один снаряд весит более тонны. Чем только ни вооружен, от чего только ни защищен, казалось бы, линкор! И все же этот огромный и могучий корабль потерял свое боевое значение. Его броня уже не служит надежной защитой от управляемых ракетных снарядов и ядерного оружия.

Крейсера значительно меньше линкоров, хотя и их водоизмещение достигает десятков тысяч тонн. Преимущество их в скорости.

Могучие турбины крейсера лишь немного слабее двигателей линкора, и поэтому скорость крейсера достигает 40 узлов.

Эскадренные миноносцы еще меньше. Их главное оружие — мины и торпеды. Очень необычен авианосец. Это плавучий аэродром. Его оружие — самолеты, всегда готовые подняться и с воздуха атаковать корабли, самолеты и базы противника.

Авианосцы в свою очередь делятся на подклассы. Есть тяжелые ударные авианосцы. У кораблей такого класса водоизмещение может достигать 60 и даже 90-100 тыс. Т. Более сотни самолетов несет на себе подобный плавучий аэродром. Существуют также средние и легкие авианосцы. Наконец, торпедные катера, сторожевые корабли, тральщики — все это особые классы боевых кораблей.

Подводная лодка.
Подводная лодка.

Под воздействием новых средств нападения начинают меняться существующие в настоящее время классы боевых кораблей. Все чаще можно услышать теперь о кораблях-ракетоносцах. Подводные и надводные корабли, вооруженные управляемыми ракетными снарядами, обладают огромной ударной мощью.

Исключительное значение приобретает в последнее время подводная лодка. Возможность погружаться в воду, совершать там длительные переходы, а затем неожиданно атаковать неприятельский корабль — давно уже была ее серьезным преимуществом перед другими кораблями. Успехи техники последних лет намного усилили боевую мощь подлодок. Новейшие двигатели, в том числе атомные, позволяют строить подводные корабли с очень большим радиусом действия.

Развитие техники сейчас позволяет нам заглянуть в завтрашний день морского флота. Уже сейчас на наших реках все чаще появляются небольшие быстроходные суда на подводных крыльях. Строятся и крупные суда такого типа. Они значительно увеличивают скорость передвижения пассажиров. В различных странах проектируются и строятся первенцы атомного флота. Пройдет несколько лет, и они будут спущены на воду. Новейшие мощные атомоходы будут почти вдвое больше своих недавних предшественников.

Корабль на подводных крыльях.
Корабль на подводных крыльях.

Создаются проекты гигантских подводных кораблей. Например, конструируется подводный танкер водоизмещением в 30 тыс. Т. Он сможет совершать свои рейсы на самых трудных транспортных линиях, в любую погоду.

Пока все эти корабли напоминают еще своим внешним видом суда прошлого. Но в будущем их вид изменится.

Нередко можно встретить удивительные проекты кораблей будущего. Вот, например, один из них: корпус корабля находится под водой. В нем атомные реакторы, топливо, грузы. А высоко над ним, на поверхности моря, раскинулись крылья — основная, жилая часть корабля. В них и каюты пассажиров, и помещения команды.