Корабли


Такие плоты называют катамаранами. Местные жители юго-восточных берегов Индии и сейчас смело выходят на них в море.
Такие плоты называют катамаранами. Местные жители юго-восточных берегов Индии и сейчас смело выходят на них в море.
 Рыбаки Ирландии иногда плавают на лодках, похожих на хорошо просмоленные корзины. Их называют «корейкл».
 Рыбаки Ирландии иногда плавают на лодках, похожих на хорошо просмоленные корзины. Их называют «корейкл».
Такое судно можно встретить на реках Ирака. Его называют гуфой. Оно сплетено из прутьев, обшито кожей и просмолено.
Такое судно можно встретить на реках Ирака. Его называют гуфой. Оно сплетено из прутьев, обшито кожей и просмолено.
Эти небольшие рыбачьи суда можно встретить у северных берегов Австралии, у Филиппин и о-вов Фиджи. Балансирнеє бревно (слева от корпуса) придает судну устойчивость в непогоду.
Эти небольшие рыбачьи суда можно встретить у северных берегов Австралии, у Филиппин и о-вов Фиджи. Балансирнеє бревно (слева от корпуса) придает судну устойчивость в непогоду.

Просмотрите на карту мира. Моря и океаны пересекают тонкие пунктирные линии. Это водные транспортные пути. Такие пути пролегают и по озерам. А на реках они обозначены самими руслами. Человек пользуется этими путями с древнейших времен. Уже люди каменного века умели строить челноки и плоты. На берегах морей и рек возводили они свои первые поселения. Водные пути как бы питали их жизнью. Рост торговли, развитие ремесел, снабжение строительными материалами — все было связано с водным транспортом.

Еще сравнительно недавно — когда не было железных дорог и паровозов, не было шоссе и автомобилей — только водные пути давали возможность совершать массовые перевозки.

Водные пути остаются одним из важнейших средств сообщения и в настоящее время. Водный транспорт самый дешевый, потому что использует естественные водные дороги, а иногда и даровую силу течения. Наконец, крупное судно за один рейс может доставить сразу тысячи пассажиров или десятки тысяч тонн груза.

Чтобы справиться с огромными перевозками, нужны соответствующие плавучие средства. В ближайшие годы появится много новых судов самого различного назначения. Мир современных кораблей велик и разнообразен.

 

РОДОСЛОВНАЯ КОРАБЛЯ

Первым «судном», вероятно, служил людям обыкновенный ствол большого дерева. С помощью длинного шеста «пассажир» отталкивался и управлял движением.

Но плавающий в воде ствол был неустойчив, и люди пришли к мысли, что лучше связывать несколько стволов. Так появился первый плот. И в наше время подобные плоты можно увидеть у юго-восточных берегов Индии. Местные жители смело выходят на них в море.

Затем древнейшие судостроители начали выжигать и выдалбливать сердцевину ствола, т. е. делать челны.

У древних славян суда-однодеревки служили основой корпуса лодьи, на которой отважные торговые люди и воины выходили в Русское море (как тогда называли Черное море).

И еще в каменном веке рыбаки и охотники научились «собирать» суда из отдельных легких частей. Так, например, делались челны из коры деревьев.

Сначала сшивали пласты коры и придавали им форму челна, затем вставляли в него специально изогнутые продольные и поперечные жерди, связанные в единый скелет лодки. А в других местах корпус челна сплетали из толстых, но гибких ветвей. Затем этот «скелет» обшивали грубо выделанными шкурами животных. Чтобы обшивка не пропускала воду, шкуры и швы пропитывали смолой.

Связанные из стволов плоты совершенствовались по-другому. Их стали строить из двух параллельно расположенных бревен, соединенных поперечными жердями, из которых делали настил для людей и грузов. Впоследствии одно из двух бревен заменили челном, а другое оставалось прикрепленным к нему с помощью поперечных жердей. Оно служило своего рода балансиром, придававшим судну устойчивость.

Строительство судов из многих частей было величайшим событием в судостроительной технике. Оно открывало путь к созданию более совершенных кораблей, крупных и в то же время сравнительно легких и устойчивых. Продольный прочный согнутый брус, сделанный из цельного дерева или из нескольких крупных частей, служил «становым хребтом» такого судна. На него набивались поперечные «ребра», которые скреплялись продольными связями.

Древнеегипетское судно.
Древнеегипетское судно.

Все эти части имеют теперь названия: становой брус — киль; поперечные ребра — шпангоуты, продольные связи — стрингера. Палубные суда имеют еще и бимсы, которыми сверху стягивают шпангоуты. Это главные детали «скелета» — набора — корпуса всякого судна, на них держится его обшивка. За историю развития корабля, конечно, многое изменилось, улучшилось в их устройстве. Менялись, улучшались способы расположения и сборки киля, шпангоутов, стрингеров и т.п., менялась форма отдельных частей, менялся материал. Благодаря этому корпус становился более прочным. Но набор большинства кораблей пока остается таким же. И внешний вид их в своих общих очертаниях остается пока прежним и у мелких, и у крупных судов различных типов.

Корабль викингов-норманнов.
Корабль викингов-норманнов.
Древне русское судно.
Древне русское судно.
Бригантина — легкое и быстроходное двухмачтовое судно. На его фок-мачте прямые паруса, а на грот-мачте только косые.
Бригантина — легкое и быстроходное двухмачтовое судно. На его фок-мачте прямые паруса, а на грот-мачте только косые.

Первым источником энергии для движения судов — двигателем — были мышцы человека, а движителями служили весла. Ветер стал для судов вторым двигателем. Но чтобы воспользоваться им, надо было найти, изобрести подходящий движитель. Таким движителем оказался парус. Уже в третьем тысячелетии до нашей эры египтяне и финикийцы умели строить корабли сложной конструкции, с килем, с поперечными и продольными ребрами, обшитыми при помощи гвоздей тесаными досками. Такие корабли передвигались по воде на веслах с уключинами и под парусами.

Очень долго — до начала XIX в — двигателями судов оставались мышцы гребцов и ветер, а движителями — весла и паруса. Правда, за последние столетия этого периода увеличивалось число мачт и парусов, а искусство пользования парусами стало намного более совершенным. Моряки научились владеть даже слабым или непопутным ветром.

Около 150 лет назад на судах появились новый двигатель — паровая машина и новый движитель — гребное колесо. С тех пор изменения последовали одно за другим. Уже через несколько десятков лет гребное колесо на морских судах уступило место намного более эффективному гребному винту. А в начале нашего века паровую машину стали вытеснять новые, более мощные и выгодные двигатели — дизель и турбина.

В последние годы на кораблях стали применять газовую турбину. Наконец, в наши дни мир узнал о кораблях с атомным двигателем. В СССР построен и вступил в строй первый в мире атомный ледокол.