Автомобиль «Москвич-407»


«Москвич» модели 407 выпуска 1959 г. — типичный малолитражный автомобиль. Сотни тысяч машин этого класса выпускают ежегодно многие заводы разных стран. Еще недавно такие автомобили делали тесными и тихоходными, не очень прочными. Но требования к автомобилям возросли, и конструкторы создали более прочные, мощные и удобные машины.

Теперешний «Москвич» имеет двигатель с рабочим объемом всего в 1,36 л, но с мощностью в 45 л. с. Он развивает скорость до 115 км/час и расходует не более 1 л топлива на 100 км пути (на шоссе). Его вес с полной заправкой топливом, водой и смазкой — 980 кГ. Нетрудно подсчитать, что на литр рабочего объема двигателя приходится 33 л. с. его мощности (литровая мощность — 33 л. с.), на тонну веса автомобиля с пассажирами и багажом — 34 л. с. На перевозку одного пассажира на 100 км расходуется 1,75 л топлива. А соответствующие величины нашего первого массового легкового автомобиля ГАЗ-А (1932) были: 12л. с., 29 л.с., 2,75л.с. Производительность двигателя с тех пор увеличилась почти втрое, а расход топлива снизился на 1/3. К тому же у «Газика» был примитивный открытый кузов, жесткие рессоры, неудобное управление, а у «Москвича» обтекаемый кузов с откидными сиденьями, отоплением, обогревом ветрового окна, радиоприемником, с багажником.

Колесо и его крепление
Колесо и его крепление
Схема независимой передней подвески
Схема независимой передней подвески
Схема рулевого привода
Схема рулевого привода
Система питания двигателя
Система питания двигателя
Шатунно-кривошипный механизм
Шатунно-кривошипный механизм
Клапаны
Клапаны

За облицовкой «Москвича» скрыты механизмы. Наиболее заметные из них — колеса с пневматическими шинами (рис. 1. Здесь и до конца статьи ссылки на цв. табл., стр. 464 — 469). Колеса насажены на оси и привернуты гайками к шпилькам тормозных барабанов. Эти гайки и большую гайку на конце оси можно увидеть, сняв хромированный колпак колеса. Вместе с колесом вращается тормозной барабан.

Каждое колесо имеет свою отдельную ось. Оси передних колес не вращаются. Сами же колеса отделены от оси подшипниками и вращаются на них свободно. А задние колеса вращаются вместе с полуосями. Полуоси покоятся на подшипниках в кожухе или картере заднего моста. Задний мост — это узел, в который входят картер, полуоси, передаточные шестерни, задние колеса и тормоза.

Полуоси задних колес связаны между собой шестеренным механизмом — дифференциалом, а дифференциал через шестерни и валы силовой передачи — с валом двигателя. Двигатель установлен на балках передней части кузова на резиновых подушках. Силовая передача проходит под полом кузова. Картер заднего моста подвешен к кузову снизу на длинных стальных полосах — рессорах.

Ось переднего колеса объединена со сложной кованой деталью — стойкой подвески. Концы стойки шарнирно связаны с наружными концами верхнего и нижнего качающихся рычагов подвески. Внутренние концы рычагов также на шарнирах крепятся к поперечине, а поперечина — к кузову. Вид рычагов и стоек спереди напоминает параллелограмм. Когда колесо колеблется на неровностях дороги, рычаги качаются и параллелограмм складывается. Но перемещение его сторон ограничено, так как между нижним рычагом и концом поперечины вставлена сильная пружина. Каждое колесо независимо от другого поднимается и опускается, а кузов остается на одном уровне: пружина поглощает и ослабляет толчки колеса, передаваемые на кузов. Такая подвеска называется независимой, параллелограммной, или рычажно-пружинной.

Но для поворота машины каждое переднее колесо, кроме того, должно поворачиваться согласованно с другим колесом вокруг оси, проходящей через наружные шарниры рычагов. От стоек отходят поворотные рычаги; рычаги левого и правого колес соединены поперечной тягой. Чтобы водитель мог управлять поворотом колес, поперечная тяга через короткий рычаг — сошку, рулевой механизм и рулевой вал связана с рулевым колесом — штурвалом. Поворачивая его, например, против часовой стрелки, водитель перемещает конец сошки вправо. Одновременно перемещается поперечная тяга. Ее левый конец тянет левое колесо, а правый — толкает правое. Оба колеса поворачиваются влево.

Откинем задний номерной знак «Москвича». Под ним — крышка горловины бака, заполненного бензином. От бака под полом кузова проложена трубка к насосу, установленному на двигателе. Двигатель приводит насос в действие, он маленькими порциями выкачивает бензин из бака и подает его в карбюратор — прибор для распыления бензина и смешивания его с воздухом. Горючая смесь бензина и воздуха поступает в цилиндры двигателя. Там она сжимается и взрывается от электрической искры, а затем, расширяясь при взрыве, совершает работу — вращает вал двигателя.

Двигатель «Москвича», как и у всякого другого автомобиля, поршневой, внутреннего сгорания (газотурбинные автомобильные двигатели существуют пока только в виде опытных образцов).

Двигатели бывают четырехтактные и двухтактные, т. е. весь рабочий процесс у них может происходить в течение четырех или двух ходов каждого поршня — тактов. Топливо смешивается с воздухом в карбюраторе или же непосредственно в цилиндрах (двигатели с впрыском топлива). Клапаны, перекрывающие отверстия для впуска горючей смеси в цилиндры и для выпуска отработавших газов, могут быть расположены сбоку цилиндров — боковые (нижние) клапаны или сверху — верхние клапаны. Число цилиндров в автомобильных двигателях бывает от одного до шестнадцати, и их располагают в один или два ряда.

Двигатель «Москвича» четырехтактный, карбюраторный, верхнеклапанный, четырехцилиндро-вый, рядный. Пустим его. Сначала повернем ключ в замке зажигания, включим зажигание и стартер. При этом в коробке передач шестерни устанавливаются в положение холостого хода, чтобы вращение вала двигателя не передавалось к колесам. Маленькая шестерня на валу стартера в момент включения сцепляется с зубчатым венцом маховика на валу двигателя и заставляет маховик и вал вращаться. После одного-двух оборотов вала двигатель начинает работать сам.

В цилиндре перемещается поршень. Если цилиндр — это стакан без дна, то поршень — это перевернутый стакан. Поперек поршня установлен валик — поршневой палец, к которому подвешен шатун. Верхняя головка шатуна охватывает палец, а нижняя головка — шейку коленчатого вала двигателя. Вал покоится на подшипниках в картере. Цилиндр объединен с верхней частью картера, а сверху закрыт головкой. В ней три отверстия. Два из них перекрыты впускным и выпускным клапанами, а в третье ввернута свеча электрического зажигания.