Автомобиль «Москвич-407» (продолжение)


Четырехтактный цикл
Четырехтактный цикл
Схема системы зажигания.
Схема системы зажигания.
Разрез карбюратора.
Разрез карбюратора.
Схема глушителя
Схема глушителя
Система смазки двигателя
Система смазки двигателя

Все эти части работают по строгому расписанию. Поршень идет вниз, и в цилиндре создается разрежение (см. рис.). Одновременно открывается впускной клапан, и под давлением атмосферного воздуха в цилиндр врывается подготовленная в карбюраторе горючая смесь. Это первый такт — такт впуска. Клапан закрывается, а вал, сделавший пол-оборота, толкает поршень вверх, и он сжимает смесь. Это второй такт — такт сжатия.

До сих пор движение поршня вызывалось вращением вала благодаря работе стартера. Поршень достигает верхнего положения. В этот момент между электродами свечи проскакивает искра, которая воспламеняет сжатую смесь. Под давлением расширяющихся газов поршень идет вниз. Это третий такт — рабочий ход. Теперь стартер можно выключить, так как поршень заставляет вал вращаться. Совершив рабочий ход, поршень снова идет вверх и выталкивает сгоревшие, отработавшие газы в выпускной клапан. Это четвертый такт — такт выпуска. Толчок, данный валу во время рабочего хода, достаточен для того, чтобы вал совершил еще полтора оборота. За это время происходят такты выпуска, впуска и сжатия, а затем поршень снова совершает рабочий ход. Равномерному вращению вала способствует и насаженный на его заднем конце тяжелый диск — маховик.

Все это относится к одному цилиндру, к одноцилиндровому двигателю. Но у «Москвича» четыре цилиндра. Рабочие ходы в них происходят не одновременно. Поэтому на каждые пол-оборота вала приходится рабочий ход в одном из цилиндров. Это обеспечивает плавность работы двигателя.

Для открывания и закрывания клапанов служит механизм распределения. Параллельно коленчатому валу в картере расположен кулачковый вал. Оба вала соединены шестернями, причем шестерня коленчатого вала вдвое меньше шестерни кулачкового и имеет вдвое меньшее число зубцов. Поэтому за один оборот коленчатого вала зубцы его шестерни перебирают только половину зубцов шестерни кулачкового, и последний делает пол-оборота. Таким образом, в течение всего четырехтактного цикла кулачковый вал делает один оборот, и каждый из насаженных на нем кулачков только один раз поворачивается выступом вверх.

Выступы кулачков приподнимают штоки клапанов, которые, как колонны, стоят над кулачковым валом. Шток в свою очередь приподнимает один конец коромысла клапана, а другой конец опускает клапан и открывает отверстие. Когда выступ уходит вниз, клапанная пружина возвращает клапан на место и отверстие закрывается. Выступы кулачков повернуты под разными углами, так что каждый клапан — впускной или выпускной — открывается в нужный момент.

За своевременное воспламенение смеси отвечает система зажигания. В эту систему, кроме свечей, входят аккумуляторная батарея, генератор (динамо-машина), катушка зажигания, прерыватель и распределитель. Накопленный в аккумуляторе электрический ток низкого напряжения идет к прерывателю, затем к наружной (толстой) обмотке катушки и возвращается в аккумулятор. Вал прерывателя вращается парой шестерен от кулачкового вала двигателя. В нужный момент контакты прерывателя размыкаются; тогда во внутренней (тонкой) обмотке катушки в силу законов индукции возникает ток высокого напряжения. Он идет в распределитель, вращающийся контакт которого направляет его к свече цилиндра. Между стержнями — электродами свечи есть промежуток — зазор. Ток в виде искры преодолевает этот зазор и по металлу двигателя и кузова возвращается к катушке. Генератор, вал которого вращается ремнем от шкива на коленчатом валу, вырабатывает ток для зарядки аккумулятора. Последний расходует энергию, но генератор все время пополняет ее запас.

От отверстий впускных клапанов идут трубы к карбюратору, а от выпускных — к глушителю. Не вдаваясь в детали, можно сказать, что к карбюратору сверху поступает воздух, а сбоку — бензин, накачиваемый насосом. Бензин попадает в тоненькую трубку — жиклер. Отверстие жиклера находится в трубе, через которую поршни сосут в двигатель поток воздуха. Этот поток высасывает из жиклера бензин. Его мелкие раздробленные жиклером капельки смешиваются с воздухом, и образуется горючая смесь. В карбюраторе «Москвича» несколько жиклеров. Каждый из них вступает в действие, когда нужно увеличить или уменьшить количество бензина в смеси.

Количество воздуха регулируется воздушной заслонкой, а общее количество смеси, поступающее в цилиндры, — дроссельной заслонкой. Вытягивая кнопку на щите приборов, водитель прикрывает воздушную заслонку, а нажимая на педаль подачи топлива, открывает дроссельную.

Над карбюратором расположен воздухоочиститель. В нем поток воздуха проходит через сетку, смоченную в масле. Пылинки прилипают к масляной пленке, и воздух поступает в карбюратор очищенным.

Глушитель — это стальной сосуд с перегородками, имеющими отверстия. Выходящие под большим давлением из цилиндров отработавшие газы проходят через лабиринт перегородок. Скорость движения газов при этом уменьшается, и давление постепенно падает. Поэтому они выходят из глушителя сравнительно медленно и почти бесшумно.

Для ослабления трения между поршнями и цилиндрами, а также между валами и их подшипниками нужна смазка. Смазочное масло заливают в картер двигателя. Оттуда насос гонит масло по трубкам к различным точкам смазки, а нижние головки шатунов разбрызгивают его и забрасывают на стенки цилиндров.

После смазки масло попадает в очистители — фильтры, оставляет там пыль и грязь и возвращается в картер. Масляный насос находится на одном валу с прерывателем и распределителем зажигания.

В машинном отделении на переднем конце двигателя находится вентилятор, а перед ним — радиатор для охлаждения двигателя. Радиатор соединен трубками с полостями, окружающими головку и блок цилиндров двигателя.

Вся система охлаждения заполнена водой и снабжена насосом. Он гонит воду вкруговую: из полости — водяной рубашки — в верхний бак радиатора, из верхнего бака по трубкам в нижний, отсюда обратно в рубашку. Вентилятор прогоняет между трубками радиатора воздух, и вода в них охлаждается. От системы охлаждения отходят трубки к радиатору отопления кузова. На лето отопление можно отключить.