Автомобиль «Москвич-407» (часть третья)


Как же передается вращение маховика, насаженного на заднем конце вала двигателя, к колесам?

Двигатель укреплен на кузове, а задний мост подвешен к кузову на эластичных рессорах. Значит, чтобы бесперебойно передавать вращение от двигателя к качающемуся на рессорах мосту, нужно снабдить вал особыми шарнирами — карданами.

Силовая передача автомобиля
Силовая передача автомобиля
 Карданный вал
 Карданный вал

Ось заднего моста разделена на две полуоси, чтобы колеса могли вращаться с разными скоростями. Это необходимо на поворотах, когда одно колесо идет по кругу малого радиуса, а другое — по большому кругу. Поэтому коническая шестерня на конце карданного вала вращает не ось, а коробку дифференциала. В нее свободно входят концы полуосей с коническими же шестернями на них. Коробку дифференциала по диаметру пересекает валик с двумя свободно насаженными шестернями — сателлитами. Зубцы сателлитов сцеплены с зубцами полуосевых шестерен. Когда автомобиль идет по прямой, полуоси, сателлиты с их валиком и коробка дифференциала с ведомой шестерней главной передачи составляют как бы один целый вал; его вращает шестерня на конце карданного вала. На повороте одно из колес (например, левое), сцепленное с поверхностью дороги выступами протектора шины, стремится вращаться медленнее другого, правого. Тогда левая полуосевая шестерня начинает вращать сателлиты. Их зубцы как бы подгоняют правую полуосевую шестерню, и правое колесо вращается быстрее. Колеса вращаются с разным числом оборотов, но остаются связанными с карданным валом. Механизм дифференциала получил свое название от латинского слова «дифференция» — разность.

Если присоединить передний конец карданного вала непосредственно к маховику, колеса начнут вращаться, как только заработает двигатель. Число их оборотов будет изменяться только в зависимости от числа оборотов вала двигателя. Но двигатель рассчитан на движение автомобиля по ровной дороге. Чтобы тронуться с места, разогнаться, преодолеть подъемы и плохие дороги, развиваемое двигателем усилие нужно умножить. Для этого между двигателем и карданным валом устанавливают коробку передач.

В коробке передач три вала: ведущий, связанный с валом двигателя, ведомый, связанный с карданным валом, и промежуточный. Ведущий и ведомый валы находятся на одной оси. Чтобы получить «прямую» передачу усилия от двигателя к карданному валу, их можно сцепить воедино кулачковой муфтой. По ровной дороге автомобиль идет на прямой передаче.

Когда требуется умножить усилие, ведомый вал отъединяют от ведущего. Вращение ведущего вала передается ведомому через промежуточный вал. Последний постоянно связан
с ведущим парой шестерен и несет на себе еще три шестерни с разным числом зубьев. С каждой из этих шестерен сцеплена свободно сидящая на ведомом вале шестерня. Ее можно соединить с валом с помощью кулачковой муфты. Поделив число зубцов ведомой шестерни на число зубцов ведущей, можно получить передаточное число пары шестерен.

У «Москвича», кроме прямой (высшей, или четвертой) передачи, есть еще три передачи и особая передача для заднего хода. На первой передаче передаточное число составляет около 4 — ведомый вал вращается вчетверо медленнее ведущего, но передает вчетверо большее усилие. На второй передаче это число — около 3, на третьей — около 2. Последовательно переключая передачи, водитель трогает автомобиль с места и дает ему разгон. При движении на подъем или по плохой дороге водитель переходит с высшей прямой передачи на одну из низших. Для перемены передач служит рычаг под рулевым колесом. От него идут тяги к шейкам кулачковых муфт. Передвигая рычаг, водитель передвигает и муфты, соединяя ведомый вал с одной из шестерен.

Кулачковые муфты всегда вращаются с тем же числом оборотов, что ведомый и карданный валы. Шестерни же через промежуточный и ведущий валы связаны с двигателем. При таком условии трудно сцеплять и расцеплять кулачки, необходимо разъединять ведущий вал и вал двигателя. Для этого между коробкой передач и двигателем установлен механизм сцепления. Действие его напоминает накладывание пластинки на вращающийся круг граммофона. Пластинка — это диск на ведущем вале коробки передач, круг граммофона — это маховик двигателя. Диск постоянно прижат к маховику пружинами, их соединяет трение между поверхностями, и ведущий вал коробки вращается с тем же числом оборотов, что и вал двигателя.

ТЕКСТ ИСПРАВЬ!!!
Органы управления и контрольные приборы

Чтобы прервать передачу вращения, водителю нужно, нажав педаль сцепления, отодвинуть диск от маховика. Система рычагов передает движение педали ступице диска, передвигая его назад по шлицам (пазам) на ведущем вале коробки. Теперь можно без труда переключить передачи или в случае продолжительной остановки установить в коробке положение холостого хода, когда ни одна из муфт не введена в сцепление ни с одной из шестерен. После переключения водитель отпускает педаль, и пружины снова прижимают диск к маховику.

Итак, усилие от двигателя передается задним колесам через механизм сцепления, коробку передач, карданный вал, главную передачу, дифференциал и полуоси.

Но вернемся опять к начатому нами внешнему осмотру автомобиля.

Нажмите кнопку дверной ручки и займите место водителя. Перед вами — рулевое колесо, рычаги, педали и кнопки. Под ногами — слева направо — педали сцепления, тормоза и подачи топлива. Под рулевым колесом — рычаг перемены передач, а под щитом приборов — рычаг стояночного тормоза. Педаль сцепления водитель нажимает левой ногой. Правая нога во время движения находится на педали подачи топлива. Если нужно замедлить ход, нажим на педаль уменьшают, а для торможения или полной остановки переставляют ногу на соседнюю педаль. Рычаг тормоза водитель тянет «на себя», когда нужно остановить автомобиль на уклоне или оставить его без присмотра. Слева от педали сцепления — кнопка. Она служит для переключения света фар с «дальнего» на «ближний», чтобы не ослеплять водителей встречных машин.