Паруса и такелаж. Надстройки и рубки


«Парус» по-английски — «сейл». Названия некоторых парусов и строятся путем соединения этого слова с названием той части рангоута, которая его несет.

Другие названия строятся путем соединения слова «сель» с приставками, указывающими или на место постановки, или на характер службы и крепления паруса. Отсюда, например, появились лисели — их ставят на лисель-спиртах, сбоку марселей и брамселей. Косые четырехугольные — трисели (бывают поэтому фор-трисель, грот-трисель и бизань-трисель), треугольные — топсели — их ставят над триселями. Косые треугольные — стаксели — их поднимают впереди фок-мачты, между ней я грот-мачтой, а также между грот- и бизань-мачтами. И эти паруса различаются по названиям той мачты и ее «помощника», к которым относятся. Так, бывают: грот-стеньга-стаксель, грот-брам-стаксель, грот-бом-брам-стаксель.

Парусная оснастка судов очень разнообразна. Она бывает прямой — тогда на мачтах закреплены реи и прямые четырехугольные паруса; только в носовой части несколько стакселей и кливеров да косой бизань-трисель на корме. Она бывает косой — тогда на мачтах видны гафели, косые трисели или стаксели. Бывает она и смешанной. И вовсе не обязательно, чтобы все названные части рангоута и паруса были налицо — некоторых из них по какой-то причине может и не быть.

Трехмачтовое парусное судно (нажмите для увеличения)
Трехмачтовое парусное судно:   1 — утлегарь; 2 — бушприт; 3 — мартин-гик; 4 — фок-мачта; 5 — фор-стеньга; 6 — фор-брам-стеньга; 7 — грот-мачта; 8— грот-стеньга; 9—грот-брам-стеньга; 10— бизань-мачта; 11 — крюйс-стеньга; 12 — крюйс-брам-стеньга; 13 — фока-рей; 14 — фор-марса-рей; 15 — фор-брам-рей; 16 — фор-бом-брам-рей; 17 — фор-трисель-гафель; 18—грота-рей; 19 —грот-марса-рей; 20—грот-брам-рей; 21—грот-бом-брам-рей; 22 — грот-трисель-гафель; 23 — бегин-рей; 24—крюйсель-рей; 25—крюйс-брам-рей; 26— крюйс-бом-брам-рей; 27 — бизань-гафель; 28 — бом-кливер; 29 — кливер; 30 — фок; 31 — фор-марсель; 32 — фор-брамсель; 33— фор-б ом-брамсель; 34 — фор-трисель; 35 — грот; 36 —грот-марсель; 37 — грот-брамсель; 38 — грот-бом-брамсель; 39—грот-трисель; 40 — крюйсель; 41 — крюйс-брамсель; 42 — крюйс-бом-брамсель; 43 — бизань; 44 — фор-брам-штаг; 45 — фор-стень-штаг; 46 — фока-штаг; 4 7 — грот-брам-штаг; 48 — грот-стень-штаг; 49 — грота-штаг; 50 — бизань-штаг; 51— фор-бом-брам-брас; 52 — грот-бом-брам-брас; 53— крюйс-бом-брам-брас; 54— фор-марс-брас; 55 — кливер-шкоты; 56 — фордуны; 57 — ванты; 58 — стень-ванты.

Взгляните на рисунок парусного судна. Кроме рангоута и растянутых на нем парусов, вы увидите сеть всевозможных тросов. Многие из них служат растяжками для мачт, управляют парусами, поднимают их, спускают. Это — снасти. Все они вместе составляют такелаж судна. Одни из них (штаги, ванты) неподвижны — это стоячий такелаж. Другие (фалы, брасы, гардели и т. д.) перемещаются с управляемыми частями рангоута и парусами — это бегучий такелаж.

Мы назвали лишь немногое из рангоута и такелажа. Но и так ясно, что парусное вооружение судна многообразно и довольно сложно.

В нашем веке парусные суда почти всюду уступили свое место судам с механическим двигателем. Лишь на страницах старых романов они живут по-прежнему. Но на некоторых транспортных линиях и сейчас еще пользуются небольшими парусно-моторными судами. Не потеряли своего значения и спортивные парусные суда. В заливах, на озерах, да и на просторах морей можно часто встретить туристские и спортивные парусные яхты. Это либо большие суда, предназначенные для плавания в открытом море, либо небольшие,-знакомые каждому гоночные яхты. По форме корпуса различают килевые яхты, днище которых переходит в глубокий киль, и швертботы, имеющие мелкосидящий в воде корпус и выдвижной киль.

У спортивных парусных судов парусное вооружение косое. Оно разделяется на несколько типов, самые распространенные — два: гафельное и бермудское.

 

Надстройки и рубки

Поднимемся на верхнюю палубу современного судна. В ее носовой части возвышение — бак (или полубак). Оно защищает палубу в непогоду от встречных волн. Внутри полубака — различные устройства, например якорное. Подобное же возвышение делается и в кормовой части верхней палубы — это ют (или полуют). Он тоже служит для защиты от заливания палубы, но уже не встречной, а попутной волной. Внутри него — часть кают и рулевое устройство. И, наконец, третье возвышение делается в средней части верхней палубы. Внутри него — служебные помещения и каюты. Все эти три возвышения — надстройки, а их «крыша» — палуба надстроек. Верхнюю палубу по ее длине между надстройками часто защищают довольно высокой (до 1,5 м) оградой — фальшбортом. Но это делается не на всех судах.

 

 

Существует на судне еще один вид помещений — рубки. Надстройки тянутся от борта к борту, а рубки занимают только часть пространства по ширине судна. Обычно их располагают над палубой средней надстройки. Здесь помещается ходовой мостик, который тянется во всю ширину судна, а на нем — рулевая рубка, штурманская рубка и радиорубка. На огромных океанских пассажирских судах и на военных кораблях всякого рода надстроек, рубок и мостиков намного больше (см. цв. рис.).