Самолет возвращается


Сколько бы самолет ни находился в воздухе, какое бы задание он ни выполнял — будь то разведка рыбы, обычный линейный рейс или вертикальное зондирование облаков, — отработав свое, он приземляется на аэродроме.

Аэродромы бывают различные: полевые посадочные площадки, размеченные нехитрым набором белых и красных флажков с полотняным «Т» посредине, обозначающим место точного приземления; более благоустроенные летные поля и, наконец, стационарные аэропорты с широкой бетонированной взлетно-посадочной полосой и такими же рулежными дорожками, ведущими от места приземления самолета к стоянкам или ангарам.

Но тот, кто полагает, что аэродром ограничивается лишь некоторой площадью земли, приспособленной для старта и приземления воздушных машин, глубоко заблуждается. На земле аэродром только начинается, а дальше он поднимается высоко в небо. Летное поле окружают пилотажные зоны, зоны слепых и бреющих полетов, зоны ожидания. В этих строго ограниченных пространствах воздуха летчики тренируются в выполнении фигур высшего пилотажа, овладевают самолетовождением по приборам, совершенствуются в полетах на малых высотах. Над аэродромом не летают как попало: хочу -— пересекаю полосу приземления поперек, хочу — режу ее наискось, а вздумается не замечать ее — не замечаю вовсе. Над каждым летным полем устанавливается определенный круг полета, строгий порядок захода на посадку, район ожидания (на случай, если диспетчер дает радиокоманду, требующую не спешить с приземлением).

Чтобы обеспечить полную безопасность движения самолетов над аэродромом, каждое летное поле хорошо оснащается радиосредствами. Диапазон применения их чрезвычайно широк. Начать с того, что каждый летчик связан с командным пунктом радиотелефоном. Пилот постоянно информирует землю о месте своего нахождения, запрашивает разрешение на взлет, выход в ту или иную зону, на возвращение и посадку. Но это только один, и притом самый простой, вид радиообеспечения. Если летчик почему-либо не доложит, где он в данный момент находится, земля и сама узнает об этом. Зоркие радиолокаторы непрерывно следят за небом; им точно известно, где самолеты, какие свои и какие чужие, известен и курс следования, и высота, и скорость полета каждой машины.

Бывает, и довольно часто, что правильно зайти на посадку, точно рассчитать и гладко приземлиться не так просто. Мешать летчику может низкая облачность, густой снегопад или ночная темь. Радиоприборы выручают и тут. Точные и чувствительные, они помогают отыскать свой аэродром, не видя его, подсказывают, как правильно построить маневр, чтобы колеса машины встретились с землей точно напротив посадочного знака «Т».

Но аэродром — это не только техника. Здесь трудятся сотни людей, обеспечивая безопасность и надежность полетов. Служба связи дополняется технической службой, отвечающей за исправность материальной части и своевременный уход за машинами; рядом делают свое дело синоптики, составляющие прогнозы погоды, и работники ГСМ. Без горюче-смазочных материалов далеко не улетишь. И на каждом летном поле есть свой врач, и свой шеф-повар, и своя пожарная команда. На каждого летающего члена экипажа приходится, пожалуй, не меньше десятка человек из так называемой службы наземного обеспечения. Эти скромные люди всегда встречают и всегда провожают летчиков. Служа на земле, они по праву носят авиационные эмблемы на фуражках.

Аэродром — родной дом летающих. Посадка в намеченном пункте означает для пилота конец пути и заслуженный отдых. Однако летные поля очень дороги. Кроме того, они сильно сужают возможности авиации: пилот всегда связан с одной или несколькими определенными точками земли. Борьба за создание машин, не нуждающихся в аэродромах, ведется уже давно. Многое уже выиграно в этой битве. Безаэродромные полеты в наши дни связаны в первую очередь с бескрылыми машинами.