Стоянки кораблей


На судостроительном заводе большой праздник. Спускают на воду очередное «детище» — новое судно. Четко звучат слова команды. Под ликующие возгласы судостроителей сначала плавно, а затем все быстрее и быстрее движется со стапеля корпус корабля к воде.

Спуск на воду — день рождения судна. Оно еще не совсем готово к плаванию, надо многое достроить, доделать. Но главное осталось позади!

Панорама морского порта
Панорама морского порта: 1—мол; 2—акватория; 3—рейд; 4—пассажирский причал; 5—служебный причал; 6—морской ремонтный завод; 7—док; 8—морской вокзал.

Пройдет некоторое время, и корабль покинет завод. Быть может, десятки лет будут жить тяжелой «жизнью» его корпус и машины. Могучие порывы штормов, аварии и, наконец, время будут постепенно разрушать результаты труда судостроителей.

И, чтобы этого не случилось, надо внимательно следить за каждым кораблем: вовремя заменять износившиеся детали машин, исправлять полученные повреждения, снимать с подводной части судна налипшие на нее ракушки и водоросли — иначе оно потеряет скорость.

 Слева — маяк (внешний вид). Справа — отражатель, вращающийся вокруг источника света и посылающий луч маяка в различные направления.
 Слева — маяк (внешний вид). Справа — отражатель, вращающийся вокруг источника света и посылающий луч маяка в различные направления.

Всего этого не сделаешь в пути. Значит, «отдых» и «лечение» необходимы кораблям. Но не только для отдыха и лечения заходят они в порты. Здесь, под защитой от волн, можно спокойно загрузить трюмы, принять пассажиров, проверить исправность судовых навигационных приборов.

Каково же устройство большого морского порта (см. цв. рис.)?

Прежде всего у него две части: территория и акватория. «Терра» — по-латински «земля», а «аква» — «вода». Территорией порта называют площадь его береговых сооружений, складов, ремонтных мастерских и т. д. Вся водная поверхность порта называется его акваторией.

Акваторию от моря обычно защищают специальными сооружениями — молами или волноломами (волнорезами). А иногда, если есть опасность сильных приливов и отливов, в портах, чтобы поддержать постоянный уровень воды, строят даже шлюзы. Конечно, для сооружения порта часто выбирают место, приспособленное самой природой, — залив, устье большой реки или бухту, где не бывает больших волн в непогоду.

Внешняя часть акватории порта — рейд — предназначена для якорных стоянок судов. Отсюда их распределяют по причалам, а иногда здесь же и грузят. Это делается, когда порт не приспособлен для приема к причалу судов данного типа.

К акватории порта относятся и водные подходы, т. е. специально углубленные или естественные каналы, по которым лоцманы проводят суда большого размера или глубокой осадки. Бывает, что водные подходы порта не позволяют провести к причалу какое-нибудь крупное судно. Вот и приходится ему остаться на рейде.

Светящийся буй — плавучий предостерегающий знак. Он указывает, на определенную опасность или ограждает опасный район.
Светящийся буй — плавучий предостерегающий знак. Он указывает, на определенную опасность или ограждает опасный район.

Внутренними бассейнами порта называют непосредственно примыкающую к причалам часть его акватории. На причальных сооружениях стоят краны, с помощью которых ведется погрузка и разгрузка судов.

На территории крупных морских портов имеются склады для хранения специализированных грузов, есть своя сортировочная железнодорожная станция и сеть автомобильных путей. Здесь же располагаются судоремонтные мастерские.

Подъем судна из воды для очистки его подводной части, окраски и ремонта считается обязательной эксплуатационной операцией. Для этого в порту есть доки. Они бывают стационарные и плавучие. Входит корабль в док — за ним закрываются «ворота»; затем из дока откачивается вода. Корабль «садится» на специальные приспособления — кильблоки. Теперь можно спокойно заниматься его ремонтом.

Интересны плавучие доки. Это длинный понтон. Отсеки его с уже установленными кильблоками заполняют водой, и понтон погружается. Затем его подводят под корпус судна и откачивают воду. Понтон всплывает, поднимая на себе судно.

Вспомогательный флот порта — тоже важная часть его «устройства». Портовые буксиры, грузовые баржи, на которых подвозят к стоящим на рейде судам грузы и топливо, землечерпалки и плавучие краны обязательно «обитают» в водах порта.

И, наконец, маяки, буи, радиолокационные станции, сигнальные мачты и т. п. Они дают возможность в любую погоду, ни днем, ни ночью не прекращать деятельность портов.