За рулем


Управлять машиной, мчащейся со скоростью 80, а то и 100 км/час и доставляющей на огромные расстояния пассажиров или груз, ощущать власть над десятками лошадиных сил мощности ее двигателя, видеть в раме ветрового стекла новые и новые картины — как это увлекательно! И главное — доступно всем. Больших усилий для этого не требуется.

На хорошей дороге водитель редко прибегнет к пользованию многими рычагами, педалями и кнопками. Он только поворачивает рулевое колесо, слегка нажимает педаль подачи топлива, время от времени тормозит или переключает передачи.

Мотороллеры советского производства: 1 — грузовой и "Вятка-150"; 2 — "Т-200"; 3 - "Вятка-150"; 4 - грузовой Серпуховского мотоциклетного завода; 5 — грузовой "ТГ-200"
Мотороллеры советского производства: 1 — грузовой и "Вятка-150"; 2 — "Т-200"; 3 - "Вятка-150"; 4 - грузовой Серпуховского мотоциклетного завода; 5 — грузовой "ТГ-200"

Новичок быстро усваивает все приемы управления и становясь постепенно опытным водителем, управляет автомобилем почти автоматически.

Но роль водителя не только в том, чтобы «вертеть баранку». Есть у него обязанности и перед поездкой, и после нее. Чтобы автомобиль долго служил, бесперебойно и надежно работал, за ним нужен уход. Плох тот водитель, который перед началом рабочего дня или далекого рейса садится за руль, пускает двигатель и включает передачу. Предварительно он должен проверить, есть ли в баке бензин, в радиаторе — вода, в картере двигателя — масло. Необходимо посмотреть, каково давление в шинах, исправны ли все лампы и сигналы, плотно ли соединены трубопроводы, как действуют тормоза. На все это уходит не более пяти минут. И только тогда можно трогаться в путь.

Порядок ежедневного осмотра автомобиля,: 1 — достаточно ли воды в радиаторе; 2 — масла в картере двигателя; 3 — бензина в баке; 4 — хорошо ли накачаны шины; 5 — исправны ли фары и фонари; 6 — в порядке ли руль и тормоза
Порядок ежедневного осмотра автомобиля,: 1 — достаточно ли воды в радиаторе; 2 — масла в картере двигателя; 3 — бензина в баке; 4 — хорошо ли накачаны шины; 5 — исправны ли фары и фонари; 6 — в порядке ли руль и тормоза

На улицах городов и на дорогах много машин, и каждый водитель должен соблюдать строгие правила движения, решать на ходу задачи, напоминающие шахматные.

Замедлите ход при выезде, чтобы не помешать другим машинам, движущимся по улице. Каждому автомобилю предоставлено свое место на мостовой: легковые держатся ближе к середине улицы, грузовые и автобусы — ближе к тротуару. Скорость движения в городах доходит до 60 км/час — автомобиль для того и создан, чтобы двигаться быстро. Но водитель должен быть особенно осторожен на перекрестках, в местах скопления пешеходов, на крутых спусках, на поворотах, железнодорожных переездах — короче говоря, там, где может возникнуть опасность наезда, столкновения или необходимость в резком торможении. Если дорога скользкая, в тумане или темной ночью водитель должен быть осторожен вдвойне и вести машину на сниженной скорости.

В СССР, как и в большинстве стран мира, принято движение по правой стороне дороги. Идущий впереди автомобиль нужно обгонять слева. Если на перекрестке нет светофора или регулировщика, то из двух приблизившихся к перекрестку автомобилей право проезда первым имеет тот, кто находится справа от другого. Но бывает и так, что два автомобиля находятся в равных условиях, а проехать может только один, например на сужении дороги. Для таких случаев установлена очередность «по старшинству» — вернее, по значению каждого вида транспорта. Первым в ряду стоит трамвай, потом идут троллейбус, автобус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, мотоцикл, мотороллер.

Улица с линиями на мостовой. Справа — обгон; слева — стоянка автомобилей; на втором плане —  разворот автомобиля
Улица с линиями на мостовой. Справа — обгон; слева — стоянка автомобилей; на втором плане —  разворот автомобиля

Вам нужно повернуть налево или направо — дайте об этом знать другим водителям и подведите автомобиль заранее к середине или к правому краю дороги, пропустите встречные автомобили и убедитесь, что ваши маневры никому не помешают. Сигнал поворота дается включением мигающих ламп (указателей поворота), а если их нет на автомобиле или они неисправны — взмахом руки, открыванием дверцы.

Такие правила позволяют вести машину без задержек и без помех для других машин. На улицах и дорогах с оживленным движением водителям помогают светофоры, линии на мостовой и дорожные сигнальные знаки.

Посредине улицы проходит осевая линия. Она делит встречные потоки автомобилей. Иногда осевая линия двойная: между двумя линиями остается резервная зона. По ней могут ездить только автомобили скорой помощи, пожарные и другой специальный транспорт. Осевую линию можно пересекать при выезде из двора или при развороте только в том случае, если она прерывистая. Заезжать на левую сторону улицы при движении прямо запрещается.

Линии «стоп» и линии пешеходных переходов подсказывают водителю, где остановить автомобиль перед перекрестком и где нужно быть особенно осторожным. «Островки безопасности» — участки, ограниченные тротуарными линиями, площадки около остановок транспорта — предоставлены пешеходам. Здесь автомобилям проезд не разрешен. А для стоянок автомобилей отведены особые места. На мостовой, особенно на площадях, нанесены стрелы. Они показывают, как проехать, не мешая другим.

Перекресток: слева — перестроение автомобилей перед перекрестком; вверху — остановка и поворот направо «на красный свет»; справа — стояночная площадка
Перекресток: слева — перестроение автомобилей перед перекрестком; вверху — остановка и поворот направо «на красный свет»; справа — стояночная площадка

Светофоры имеют три или четыре фонаря. Свет в зеленом фонаре означает «путь свободен»; свет в красном — «проезд запрещен»; желтый свет — предупредительный. Если до желтого свет был зеленый, значит, за желтым последует красный. Остановитесь и ждите зеленого света. После красного света тоже зажжется желтый. Пока он горит, включите передачу и подготовьтесь к троганию с места. Четвертый фонарь — тоже зеленый. Иногда его стекло имеет вид стрелки. Такой фонарь ставят на наиболее оживленных перекрестках. Здесь можно делать поворот влево или вправо только после появления света в четвертом фонаре светофора.

Сигналам светофора соответствуют определенные положения регулировщика. Если он стоит к вам лицом или спиной — проезд запрещен, если он стоит в профиль — путь свободен. Поднятый жезл, как и желтый свет, означает предупреждение. Вытягивая вперед руку с жезлом, регулировщик указывает вам направление движения. Ваше внимание приковано к дороге. Вам некогда искать среди домов школу или кинотеатр, чтобы определить место скопления людей. Вам трудно на ходу угадывать, где ворота слишком низки для проезда высоко груженного автомобиля, или где мост слишком слаб для большегрузной машины, или где удобнее поставить автомобиль. А какова дорога за поворотом?

Типы легковых автомобилей
Типы легковых автомобилей

Обо всем этом вам рассказывают дорожные сигнальные знаки. Их простые рисунки понятны каждому. Вот треугольные знаки. Они стоят главным образом на шоссе и предупреждают вас о приближении к железнодорожному переезду, к крутому повороту, к перекрестку, к крутому спуску. Круглые знаки — более строгие. Они запрещают въезд в улицу или сквозной проезд по ней, ограничивают движение того или иного вида транспорта, показывают допустимый полный вес автомобиля на мосту, допустимую высоту погрузки для проезда под аркой ворот или под пересекающей дорогу линией электропередачи. Есть знаки, запрещающие стоянку или остановку, обгон или подачу звуковых сигналов, ограничивающие скорость движения. Черные треугольники в желтом круге с белыми рисунками пешеходов, школьников, строительных рабочих, голубей говорят сами за себя. Черные стрелы на желтом фоне разрешают движение в том или ином направлении, а зеленые или красные кружки около стрелок показывают, при каком сигнале светофора разрешается делать поворот или ехать прямо.

У запрещающих знаков — красный ободок. Если ободок замкнут, знак действует в городе до ближайшей площади или большого перекрестка, а на шоссе — до конца населенного пункта. Если ободок не замкнут внизу, знак действует до любого ближайшего перекрестка. Иногда в разрыве ободка стоит число. Оно указывает в метрах или километрах расстояние, на которое распространяется действие знака (см. цв. рис. ниже).

Дорожные сигнальные знаки
Нажмите н рисунок для увеличения

Правила движения, линии на мостовой и знаки, светофоры и регулировщики оберегают и автомобилистов и пешеходов от опасности, дают возможность автомобилям двигаться быстро. И только покидая улицу и въезжая во двор или в гараж, вы можете действовать по вашему усмотрению. Впрочем, не совсем так: и здесь нужно соблюдать осторожность, не создавать шума.

Но вот автомобиль поставлен в гараж. Вне гаража он верно служит человеку. В гараже они меняются ролями. Если водитель не ленится регулярно и вовремя обслуживать автомобиль, то на это уходит, в конце концов, очень немного времени и сил, и они с лихвой окупаются бесперебойной работой машины. Вы уже знаете, что нужно сделать перед выездом. По возвращении в гараж осмотрите автомобиль, устраните неисправности, помойте машину.

Типы грузовых и специальных автомобилей
Типы грузовых и специальных автомобилей

Но это не все. Об автомобиле нужно заботиться через каждую тысячу километров пробега. Взгляните на счетчик — не пора ли проверить зазоры клапанов, состояние карбюратора и приборы зажигания, свободный ход педалей сцепления и тормоза, затяжку рулевых тяг? Не нужно ли подтянуть все соединения и места крепления приборов, смазать автомобиль, сменить масло в картере двигателя?

А после каждых 6 тыс. км пробега нужно не только проверить, но и отрегулировать все приборы и механизмы, почистить и промыть тормоза и карбюратор, сменить масляный фильтр, смазать петли и замки дверей, багажника и капота, отполировать кузов.

Два раза в год — весной и осенью — надо подкрашивать поврежденные места кузова, особенно тщательно подтягивать все крепления, промывать систему охлаждения двигателя и отопления кузова, сменять смазку в картерах коробки передач и заднего моста, в ступицах колес.

Обслуживание автомобиля на подъемнике
Обслуживание автомобиля на подъемнике

Чтобы облегчить водителю заботы об автомобиле, в гаражах и на станциях обслуживания устроены смотровые ямы, эстакады и подъемники, есть также моечные машины, компрессоры для накачки шин, пылесосы, приспособления для смазки. С таким оборудованием можно за 2-3 часа произвести весь объем работ по периодическому техническому обслуживанию автомобиля, а то и сменить неисправные механизмы и детали. И автомобиль поступит в ваше распоряжение умытый, подтянутый, смазанный, готовый к новым сотням и тысячам километров пробега.