Мозамбик


Когда подъезжаешь к Мозамбику с моря, взору открываются берега, покрытые пышной тропической зеленью. Создается впечатление, будто вся страна покрыта густыми лесами. Но это впечатление обманчиво. За исключением побережья и речных долин, лесов в Мозамбике почти нигде нет. Большую часть страны занимает саванна. Огромные пространства, покрытые высокой «слоновой» травой, изредка оживляют небольшие живописные рощицы похожих на зонты акаций, одинокие баобабы и колючие кустарники. Один из видов кустарника местные жители называют «подожди немного», его колючки вцепляются в одежду и не дают пройти.

В саванне бродят стада зебр, антилоп, буйволов. На них охотятся свирепые львы. В лесах Мозамбика живут носороги, обезьяны. Довольно часто здесь можно видеть серых великанов — слонов.

Реки Мозамбика — Замбези, Лимпопо — кишат рыбой. Среди этих рыб попадаются и хищные.

Мозамбик имеет богатую историю. В отдаленные времена на его территории жил народ макаранга, это название означает «дети солнца». Он вел оживленную торговлю с египтянами, финикийцами, а затем с греками, римлянами и даже, по некоторым предположениям, с китайцами. Макаранга умели добывать золото, из которого изготовляли красивые вещи. Они знали, как строить огромные каменные сооружения, не применяя известку и другие вяжущие материалы. Развалины этих сооружений сохранились до нашего времени.

Впоследствии на территории Мозамбика и соседних стран возникло государство Мономотапа (см. ст. «Федерация Родезии и Ньясаленда»).

Первые португальцы появились в Мозамбике в конце XV в. Это была экспедиция известного португальского мореплавателя Васко да Гама, искавшего пути в Индию. Вслед за этой экспедицией в Мозамбик потянулись лиссабонские купцы, до которых дошли вести о богатствах Мономотапы. Купцы основали на побережье Мозамбика десятки торговых факторий и складов, для охраны которых были возведены форты.

Первая фактория была размещена близ побережья, на небольшом о-ве Мозамбик, по имени которого впоследствии была названа вся колония. Старинная крепость Св. Себастьяна с позеленевшими от времени пушками до сих пор возвышается на этом островке как символ колониализма.

Сначала португальцы наживались на торговле золотом и слоновой костью. С середины XVI в. они открыли новый источник обогащения — торговлю людьми. Работорговля, продолжавшаяся более трех веков, принесла неисчислимые бедствия африканцам, зато баснословно обогатила работорговцев — португальцев и плантаторов Америки.

Во второй половине XIX в. Португалия начала захватывать внутренние районы Мозамбика. Но португальские войска натолкнулись на решительное сопротивление африканцев, которых возглавил легендарный Магуигуана. Только после его героической смерти португальцам удалось, наконец, покорить страну. Это произошло в 1897 г.

Площадь Мозамбика — 783 тыс. км2. Население в настоящее время — 6,3 млн. человек. Из них 6 млн. — африканцы. Они принадлежат к народам банту. Основная масса африканцев живет к северу от р. Замбези. Колонизаторы вытеснили их в болотистые или пустынные места. Плодородные земли они превратили в плантации.

Африканские крестьяне живут очень бедно. Их часто посещают голод и болезни. В любой африканской деревне можно встретить рахитичных детей. В Мозамбике из пяти новорожденных четверо умирают от болезней и истощения.

Ни тяжелая жизнь, ни жестокие законы колонизаторов не смогли убить древнюю культуру народа Мозамбика. Глубокое впечатление оставляют темпераментные танцы, исполняемые в лунные ночи под звуки тамтама. Танцоры одеваются в праздничные одежды, украшенные хвостами шакалов, шкурами леопардов, перьями страусов, бусами.

Жажда свободы, живущая в сердцах африканцев, слышится и в напевах «чопи», исполняемых на своеобразных ксилофонах. Всемирной славой пользуются скульптуры из дерева, которые изготовляются умельцами народа маконде, живущего на севере Мозамбика.

Согласно законам, царящим в Мозамбике, каждый африканец обязан в принудительном порядке отработать на белых господ несколько месяцев в году.

Вербовка рабочей силы проводится просто: войска совершают набег на деревню, захватывают взрослых мужчин, а также женщин и детей и, сковав их цепью, отправляют на плантации, рудники, стройки. Этих подневольных рабочих называют «шибало», что означает «данник».

В хозяйстве Мозамбика ведущее место занимает хлопководство, которое приносит португальским колонизаторам огромные прибыли. Весь хлопок вывозится в Португалию. Кроме того, здесь выращивают сахарный тростник, сизаль, чай, джут, кокосовые пальмы. Плантации кокосовой пальмы тянутся вдоль всего побережья Мозамбика. Они принадлежат иностранным компаниям, которые эксплуатируют труд «шибало».

Африканские рабочие трудятся на плантациях от зари до зари за жалкие гроши.

Широко практикуется в Мозамбике и продажа рабочей силы за границу, в частности на рудники Южно-Африканской Республики. Португальские власти получают за каждого рабочего, проданного в рабство, 5 долларов 25 центов. Доходы португальских властей от этой работорговли составляют несколько миллионов долларов в год.

Беспощадная эксплуатация африканцев усугубляется политическим бесправием. Жизнь и судьба африканского крестьянина находятся целиком в руках «шеф де посто» (начальника округа). Его власть над жителями округа практически не ограничена: он может подвергнуть любого африканца аресту, выдает разрешение на всякие торговые сделки, на занятие ремеслом и т. д. Без его разрешения африканский крестьянин не может справить свадьбу, похоронить родственника и даже посадить кукурузу.

Каждый начальник округа имеет бараматолу — особое орудие пытки. Им публично наказывают африканцев, проявивших неуважение или неподчинение властям.

Не менее тяжела судьба африканца в городе. Каждый африканец обязан всегда иметь при себе пропуск, в котором стоит его фамилия и имя, штамп об уплате «туземного налога» и разрешение находиться в городе. На улицах городов шныряют агенты тайной полиции в штатском, которые могут в любое время потребовать у африканца пропуск. Если африканец забыл пропуск или он у него «не в порядке», «виновного» передают в руки полиции.

Проезжая по улицам главного города колонии — Лоренсу-Маркиш, можно увидеть африканцев, стоящих лицом к стенам зданий под охраной солдат. Они схвачены только за то, что не имели пропусков. Завтра их со связанными руками поведут строить дороги. Шесть месяцев они должны будут бесплатно бить щебень и таскать корзины с землей.

Африканцы живут в особых кварталах в глинобитных хижинах, крытых соломой. На узких улицах стоит вечный смрад от отбросов, канализацию заменяют сточные канавы. Непременная черта городов Мозамбика — стайки ребятишек. Они либо торгуют сувенирами — деревянными крокодильчиками, птицами и другими фигурками, сделанными их отцами, либо просто клянчат милостыню у богатых туристов. На этих детей жалко смотреть: худое тело с выпирающими ребрами едва прикрыто лохмотьями, босые ноги в ссадинах. Немногие из них доживут до зрелого возраста!

В Мозамбике действует система «ассимиляции» (см. ст. «Ангола»). Здесь почти нет «ассимилядус», ведь большинство местного населения бедно и неграмотно. Достаточно сказать, что на 6 млн. африканского населения в Мозамбике только один африканец имеет университетское образование, да и то он получил его чудом: выиграл в лотерее право обучаться в университете!

Мозамбик управляется так: во главе колонии стоит португальский генерал-губернатор. Под председательством генерал-губернатора заседает правительственный совет — высший административный орган колонии. Кроме того, при генерал-губернаторе действует так называемое законодательное собрание, наделенное лишь совещательными правами. Только небольшая часть депутатов избирается прямым голосованием. Правом голоса пользуются лишь европейская часть населения и «ассимилядус».

Несмотря на террор, сопротивление колониальному режиму в Мозамбике растет. Большой толчок развитию национально-освободительного движения дала забастовка докеров г. Лоренсу-Маркиш в 1949 г. и последовавшая за ней забастовка железнодорожников г. Тете. С участниками этих забастовок португальские колонизаторы жестоко расправились.

Борьбу мозамбикского народа за свое национальное освобождение возглавляют Национально-демократический союз Мозамбика и Африканский национальный союз Мозамбика. Обе партии организуют патриотов страны для борьбы с португальскими колонизаторами. Они тайно распространяют среди португальских солдат листовки, в которых призывают их создавать центры сопротивления режиму Салазара, брататься с африканцами, отказаться от борьбы с коренным населением Мозамбика.

В начале 1960 г. в стране произошли крупные выступления африканцев, жестоко подавленные войсками. Около 500 африканцев было убито.

Борьба африканцев Мозамбика против колониального гнета разгорается. Не за горами тот день, когда народ Мозамбика добьется свободы и независимости.