Саудовская Аравия


Саудовская Аравия — самое крупное в Азии арабское государство. Она занимает почти весь Аравийский п-ов. Ее территория — 1,6-млн. км2, население — 7 млн. человек.

Саудовская Аравия — родина всех арабских племен. Отсюда они в VII—VIII вв. и. э., в период арабских завоевательных войн, расселились в соседние страны и постепенно смешались там с местным населением. От них и произошли современные арабские народы стран Юго-Западной Азии и Северной Африки.

Большая часть Саудовской Аравии покрыта почти бесплодными песками и скалистыми горами, лишь кое-где разбросаны редкие зеленые оазисы. Одну из больших песчаных пустынь арабы называют Руб-эль-Хали — «Пустая четверть мира».

В стране выпадает очень мало осадков и нет ни одной постоянно текущей реки. Только в сезон дождей со склонов гор стекают бурные потоки — «вади», сухие русла рек ненадолго наполняются быстро уходящей в землю водой. Лишь в отдельных районах подпочвенные воды выходят потоками на поверхность: на западе — в горной стране Асир и в оазисах, вытянувшихся вдоль Хиджазских гор, в центре — на возвышенности Неджд, на востоке — в низменной области Эль-Хаса.

В засушливых районах страны воду добывают главным образом из глубоких колодцев. Ее выкачивают иногда с глубины в 120 м насосами или же по старинке достают большими кожаными бурдюками с помощью ослов и верблюдов.

Еще в глубокой древности население Аравии разделилось на три группы: кочевые скотоводы, или бедуины, полукочевники, совмещающие скотоводство с обработкой земли, и оседлые жители оазисов, занимающиеся земледелием, ремеслами и торговлей. Из-за экономической отсталости страны такое деление сохраняется до сих пор.

Бедуины (по-арабски — «обитатели пустыни») разводят верблюдов, с которыми они круглый год перекочевывают с пастбища на пастбище, иногда проходя но пустыне больше тысячи километров. Верблюд — основа жизни бедуинов: его молоко и мясо идут в пищу, из шерсти изготовляются одежда, мешки, веревки, из шкуры выделывается кожаная утварь, навоз используется как топливо. До недавнего времени бедуины продавали верблюдов и сдавали их внаем для перевозки грузов. После первой мировой войны в странах Ближнего Востока появился автомобильный транспорт и спрос на верблюдов упал. Многие бедуины перешли из-за этого к оседлому образу жизни и стали земледельцами.

Бедуинов и сейчас в стране не меньше половины населения. Живут они в переносных прямоугольных шатрах из черных шерстяных полотнищ, натянутых на вбитые в землю деревянные колья. В жаркое время года боковые стенки шатра поднимаются, в холодное время он почти со всех сторон зашпиливается деревянными булавками и отапливается сложенным из камней очагом.

Одежда бедуина состоит из длинной белой или синей рубахи, шерстяного плаща и головного платка «куфии». Куфия — кусок материи, его складывают треугольником и надевают на голову так, что один конец спускается на затылок, а два других падают на плечи или же прикрывают нижнюю часть лица. Придерживается куфия шнуром из верблюжьей шерсти, дважды закрученным вокруг головы. Бедуинки носят такие же рубахи и плащи, но обычно украшенные яркими вышивками, длинные шаровары и четырехугольные платки; иногда их костюм дополняется «буркой» — куском материи, падающим из-под платка на лицо и закрывающим нос и рот. На ногах бедуин носит кожаные сандалии.

Питаются бедуины преимущественно молочными продуктами: разведенным водой сухим верблюжьим молоком и простоквашей. Иногда к этому добавляются финики, ячменные лепешки или бургуль — круто сваренная каша из пшеничной или кукурузной муки, политая простоквашей. Мясо у кочевников — праздничное блюдо. Излюбленный напиток арабов— кофе, но пьют его бедуины лишь по праздникам. Приготовляют кофе без сахара и добавляют пряности: гвоздику, семена кардамона.

Суровая жизнь в пустыне сделала бедуинов очень выносливыми: они привыкли подолгу находиться в пути под палящими лучами солнца и переносить голод и жажду.

Полукочевники Саудовской Аравии разводят овец, коз, а на востоке страны — и горбатых индийских коров-зебу. Перед откочевкой на зимние пастбища полукочевники обычно вспахивают и засевают ячменем или просом небольшие участки земли. Для охраны посевов остаются два-три семейства или несколько стариков. Образом жизни полукочевники напоминают бедуинов, но многие из них живут летом не в шатрах, а в постоянных жилищах.

И бедуины, и полукочевники разводят чистопородных арабских лошадей, прославившихся своей замечательной быстротой и неутомимостью. Когда-то коневодство было важной отраслью хозяйства арабов, но затем оно было подорвано излишне большим вывозом лошадей в Турцию, Индию и европейские страны. Сейчас у бедуинов лошадей сравнительно немного. Ими владеют лишь богатые люди и применяют только для верховой езды.

Оседлая жизнь и земледелие сосредоточены в оазисах; здесь сеют ячмень, кукурузу, просо, овес, клевер, разводят сады и огороды, выращивают финиковые пальмы. Сады дают хорошие урожаи яблок, груш, слив, абрикосов, персиков, инжира, грецкого ореха, миндаля, фисташек. В оазисах целыми днями слышится рев рабочих животных и скрип деревянных водоподъемников, дающих воду для орошения полей и садов.

Труд аравийского земледельца тяжел. Так же как его деды и прадеды, он обрабатывает землю ручной мотыгой или, в лучшем случае, примитивной деревянной сохой, боронит граблями и доской-волокушей, убирает зерновые серпом, а молотит, прогоняя скот по разостланным на земле снопам.

Крестьяне живут в глинобитных или сложенных из неотесанного камня домиках. В таком домике чаще всего одна комната, и отапливается он по-черному, т. е. с выходом дыма через дверь.

В теплое время на плоской крыше дома сушат фрукты, зерно и спят. В горных районах, на юго-западе страны, строят дома, похожие на башни, высокие и суживающиеся кверху. Жилая комната — в верхнем этаже, а в нижнем — утварь и скот. Мебель в крестьянском жилище — редкость, чаще всего ее заменяют циновки, сплетенные из пальмовых листьев; на циновках крестьяне и спят, и едят, и работают.

Пища крестьян состоит главным образом из лепешек, различных овощных и крупяных похлебок и фиников, которые в Саудовской Аравии называют «хлебом бедняков». Финики едят во всех видах: свежими, сушеными, вялеными или приготовляют пасту из фиников, ячменной муки и жира. Из них же варят сладкий сироп, а из сока финиковой пальмы приготовляют напиток «лакби».

Одежда аравийского крестьянина — рубаха, более короткая, чем у кочевника, и белые штаны, закатываемые во время работы. Крестьянки, в отличие от кочевниц, никогда не носят «бурку» и вообще не закрывают лицо.

Крупные оазисы Саудовской Аравии еще в древности превратились в городские центры с развитой торговлей и ремеслами. Здесь изготовляли тонкие, затканные золотом шерстяные плащи, оружие, ювелирные изделия, медную и глиняную посуду. Но с конца XIX в. увеличился

ввоз в Аравию фабричных товаров; это привело старинные ремесла к упадку. Почти все города стали только торговыми центрами, как бы базарами, которые обслуживают соседние поселения и кочевья бедуинов. В аравийском городе извилистые узкие улицы и переулки, обязательно есть крытые базары, караван-сараи и многочисленные башни минаретов. Однако даже в самых маленьких городах старый уклад жизни все заметнее переплетается с новой культурой. Караваны верблюдов перемежаются здесь с автомобилями и велосипедами, национальная одежда — с одеждой европейского типа, в лавках наряду с местными кустарными изделиями продаются привезенные из других стран ткани, обувь, посуда, пищевые продукты.

В Саудовской Аравии почти нет обрабатывающей промышленности, но ее нефтедобывающая промышленность занимает одно из первых мест в капиталистическом мире. Уже давно бедуины, кочевавшие на побережье Персидского залива, наблюдали в пустыне таинственные огни и собирали для своих светильников просачивающуюся на поверхность земли нефть. После первой мировой войны в Саудовской Аравии были открыты богатейшие запасы нефти, а в начале 30-х гг. нашего столетия аравийская нефть привлекла внимание американских компаний. Они добились от правительства Саудовской Аравии права на поиски и добычу нефти на площади, превышающей половину всей территории страны. Вскоре возникла крупная нефтедобывающая промышленность, был проложен трансаравийский нефтепровод, в г. Рас-Таннуре построен большой нефтеперерабатывающий завод.

На предприятиях американской нефтяной компании АРАМКО рабочие-арабы подвергаются жестокой эксплуатации. Работая 9—10 часов в день, они получают в несколько раз меньше, чем американские нефтяники той же квалификации. Арабские рабочие ведут борьбу за свои экономические и политические права, за освобождение страны от американской кабалы. За последние десятилетия они провели три крупные забастовки и заставили компанию несколько улучшить условия их труда и быта.

В западной части Саудовской Аравии, в области Хиджаз, находятся «священные» города — Мекка и Медина. В Мекке, по преданию, родился основатель ислама пророк Мухаммед. Каждый мусульманин считает одной из главных своих религиозных обязанностей посетить, хотя бы раз в жизни, этот город. Вступая в Мекку, паломник должен снять с себя обычное платье и облачиться в одежду «ихрам» — два прямоугольных куска ткани, один из которых обертывается вокруг бедер, а другой накидывается на плечи. Паломникам запрещается покрывать голову, носить обувь, мыться, подстригаться. В установленные дни огромная многоязычная толпа арабов, персов, турок, индийцев, африканцев совершает поклонение главной святыне Мекки — осколкам черного метеорита. Эти камни вцементированы в угол Каабы (по-арабски «кааба» — куб). Храм Кааба имеет кубическую форму и покрыт черным шелковым покрывалом. Паломники пьют воду из «священного» источника и совершают ряд других религиозных обрядов.

Посещение Мекки дает мусульманину почетное звание «хаджи». Кроме Мекки, паломники посещают и Медину, чтобы поклониться там гробнице Мухаммеда.

Паломничество в Мекку дает заработок десяткам тысяч жителей Хиджаза. Они перевозят паломников, сопровождают их в качестве гидов, снабжают продовольствием и сувенирами — четками, сосудами со «святой» водой, различными изделиями из перламутра и кожи. Всем этим могут заниматься лишь мусульмане. Не только сама Мекка, но и ее округа в радиусе 18 км считаются «святой» землей, на которую не имеет права вступить ни один иноверец. Этот запрет строго соблюдается. Нарушение его каралось в прошлом смертной казнью. Теперь нарушивший запрет платит высокий денежный штраф и на пять лет попадает в тюрьму. Даже самолеты, на которых доставляют в Мекку богатых паломников, обслуживаются исключительно летчиками-мусульманами.

Саудовская Аравия в ее современных границах возникла после первой мировой войны. Свое название государство получило от имени эмира (князя) Ибн-Сауда, который возглавил освободительную борьбу арабов против турецких, а затем английских захватчиков. Он объединил большую часть Аравийского п-ова в единое королевство Саудовская Аравия.

У короля Саудовской Аравии неограниченная власть. В своей деятельности он должен считаться лишь с древними предписаниями мусульманского права — шариата. Король — не только светский, но и духовный глава государства. Он считается имамом (вождем) господствующей в стране религиозной секты мусульман-ваххабитов. В прошлом последователи этой секты использовали религию как знамя «священной борьбы» за изгнание иноземцев и объединение арабов Аравийского п-ова; теперь они отличаются от мусульман других сект лишь некоторыми религиозными обрядами. Король назначает министров и созывает совещательный совет из представителей крупных феодалов, торговой буржуазии и высшего духовенства.

Саудовская Аравия — феодальное государство. Большая часть водных источников, пригодных для обработки земель, принадлежит помещикам. Они сдают крестьянам в аренду небольшие земельные участки и забирают себе до двух третей урожая. Главы бедуинских племен — шейхи — владеют огромными стадами скота и заставляют работать на себя малоимущих кочевников. Господство феодальных отношений тормозит экономическое и культурное развитие страны. Как и тысячу лет назад, жители страны, в особенности кочевники и полукочевники, делятся на племена и роды и даже соблюдают обычаи родовой кровной мести. Женщина здесь неполноправна. Муж покупает жену за деньги и в любое время может дать ей развод, оставив себе детей.

В стране мало медицинских учреждений и школ. В последние годы культурные преобразования в соседних, более развитых арабских странах побуждают арабов Саудовской Аравии так же стремиться к прогрессу. Правительство начало расширять систему народного образования и приступило к подготовке учителей-aрабов. В 1957 г. в г. Эр-Рияде открылся первый на Аравийском п-ове университет. Намечено строительство нескольких больниц, диспансеров и медицинских лабораторий.

Хотя правительство Саудовской Аравии и поставило себя в зависимость от американских нефтяных монополий, оно отказывается участвовать в агрессивных блоках, сколоченных на Ближнем Востоке американо-английским империализмом.